В сфере юстиции фактически отсутствует стратегическое планирование. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам аудита госпрограммы «Юстиция» за 2013-2020 годы (см. отчет). Аудиторы также обращают внимание, что при разработке и реализации программы не были соблюдены требования законодательства. Невозможно оценить и эффективность расходования средств бюджета: ожидаемые результаты программы не указаны в качественных и количественных показателях. Основное, что происходит в рамках программы, — финансирование текущей работы Минюста, ФСИН и ФССП.

Госпрограмма «Юстиция» была утверждена правительством в апреле 2014 года[1]. Ее цель — «развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию», отмечается в документе. Срок реализации госпрограммы — 2026 год.

Госпрограмма разработана без документов стратегического планирования в сфере юстиции, отмечают в Счётной палате. Это не соответствует требованиям закона о стратегическом планировании[2]. Например, нет стратегического планирования по компетенции Минюста, ФСИН, ФССП, общей стратегии политики в сфере исполнения уголовных наказаний и в сфере судебно-экспертной деятельности. А без такого планирования вероятность достижения целей и решения задач программы снижается. Более того, сроки реализации контрольных событий переносились. В отчете приведен пример: ввод в эксплуатацию электронного архива уголовно-исполнительной системы переносился дважды в общей сложности на четыре года (сейчас по программе дата ввода в эксплуатацию — 31 декабря 2020 года).

За прошедшие семь лет оценить достижение целей программы невозможно, признают в Счетной палате. Это связано во многом с нестабильностью программы — в нее было внесено много изменений. Например, с начала реализации только 3 из 16 показателей не изменились. При этом они не обоснованы, не соответствуют требованиям адекватности и однозначности. «Слова “развитие”, “преодоление” и “поддержание” в формулировке целей госпрограммы обозначают непрерывный процесс, что свидетельствует о несоответствии их критерию достижимости», — говорится в отчете.

По мнению Счетной палаты, при реализации госпрограммы «Юстиция» в основном осуществляется финансирование деятельности Минюста, ФСИН и ФССП России. При этом для характеристики их деятельности используются показатели, которые очень слабо зависят (или вообще не зависят) от работы исполнителей программы. Значение некоторых показателей корректируются «под факт», так как нет сведений об их оптимальных значениях, — например, о необходимом количестве адвокатов в стране, подчеркивается в отчете.

Недостаточное финансирование не объясняет недостатки реализации госпрограммы, утверждают аудиторы Счетной палаты. Так, при реализации в 2019 году подпрограмм по обеспечению защиты публичных интересов, развитию судебно-экспертных учреждений и повышению эффективности госуправления в объем финансового обеспечения превышен в 1,8 раза. Исполнение Минюстом федерального бюджета составило 156,8% от предусмотренных паспортами указанных подпрограмм. А ежегодное превышение фактического исполнения расходов по подпрограмме по регулированию политики в сфере исполнения уголовных наказаний над запланированными объемами составляет от 5,7 до 46,3%.

Как сообщает ТАСС, Минюст доработает госпрограмму с учетом замечаний Счетной палаты.

 


[1] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Юстиция”».
[2] Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Источник

%d такие блоггеры, как: