В 1991 году во время беспорядков в Индии ранненого генерального инспектора полиции Пратхипа В.Филиппа спас от смерти случайный прохожий. Тогда многие из его коллег  находились в других частях города. В будущем это сподвигнуло на создание в Индии специальных общественных структур,  работающих совместно с правоохранительными органами. 

В современном мире практически каждое развивающееся государство находится в  поиске оптимальной формулы борьбы с преступностью. Где-то как в Великобритании успешно применяется правило четырех “пи” или 4Ps (pursue, protect, prevent, prepare). В других странах помимо конкретных и юридически зафиксированных методик/стратегий существуют негласные правила и практики, которые неразрывно связаны с национальными и культурными особенностями той или иной страны. Следует отметить, что размышления из ряда “возможно ли сотрудничество или диалог” не станут далее предметом анализа. Вопрос, очевидно, поставлен заведомо некорректно, посколько даже сам факт наличия такого взаимодействия может позволить выявить пробелы в организации борьбы с преступностью. 

Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению опыта других стран необходимо обозначить основные причины, по которым, по моему скромному мнению, помощь (подчеркиваю, речь не идет о какой-либо подмене/замене) гражданских институтов правоохранителям позволит сократить общий уровень преступности в любом государстве мира. 

  1. Мотивация. Заработная плата vs чувство справедливости.
    Думаю, это положение не нуждается в объяснении.
    Единственное, о чем здесь можно дискутировать бесконечно, так это абстрактная категория  “справедливость” . Могу ответить так: критерием справедливости может выступать некое общественное согласие (сразу вспоминается теория “общественного договора”). Противники концепции обозленно скажут, что общество исторически разрозненное и не может найти консенсуса даже в простых вещах. Это не совсем так, ведь исторически человечество пришло к выводу, что, например, рабство или убийство есть преступление.  
  2. Доверие. Первая ситуация –  участник общественной организации  может выступать посредником между полицейским и другим лицом. Так происходило на различных фестивалях в Индии при контакте молодых лиц с более матерыми полицейскими. Барьер в общении и непонимание было крайне заметным. Да и сам по себе уровень доверия к полиции в Индии никогда не отличался высокими показателями. 
    Вторая и довольно неочевидная. На мой субъективный взгляд, виновное лицо более склонно случайно или намеренно рассказать о содеянном своему знакомому, нежели лицу “под прикрытием”. Почему?  Здесь нельзя исключать фактора случайности, когда привычки и повадки выдают даже самого обученного сотрудника.  
  3. Укомплектованность личного состава. Численное соотношение количества сотрудников на жителей государства. Если специалистов и финансов (бюджета) недостаточно, значит, не стоит недооценивать возможности гражданских активистов или простых жителей.  На тех же общественных мероприятиях необходимо обеспечивать безопасность и порядок.  
  4. Наконец, чисто прагматический подход – помощь сотрудникам при осуществлении ими должностных обязанностей в период расследования преступлений. Форма содействия может быть любой, будь то информация, техника, навыки и прочее. 

Одним из особенных и интересных для анализа мне представляется опыт Республики Индии. Многие методы, принимаемые центральным правительством Индии, штатами и союзными территориями, и воплощающиеся в практике правоохранительных органов, оказывают серьезное воздействие на общий уровень преступности. Как мне кажется, здесь есть на что обратить внимание. 

 В Индии получилось оформить гражданскую инициативу в некий орган.  
“Полиция Митры” или “Друзья Полиции”[1] – учрежденный в 2015 году общественный проект для поддержания правопорядка и улучшения коммуникации с гражданами Республики Индия. Членами данной структуры являются бывшие гражданские служащие, военнослужащие в запасе и отставке, экс-адвокаты, студенты и активисты. Они наделены правом взаимодействовать при расследовании преступлений с правоохранительными органами и выступать в качестве информаторов для последних. Представители “Митры” осуществляют свою деятельность pro bono. На сайте Министерства внутренних дел Республики Индия[2]указывается 23 вида деятельности, которыми могут заниматься такие лица: проверка данных о преступлениях, охрана окружающей среды, аналитическое и информационное содействие в социальных сетях, информирование об антисоциальных ячейках и элементах.  

В целом, в Республике Индия достаточно распространена практика создания различных общественных инициатив в борьбе с преступностью. Как правило, такие объединения существуют в силу каких-либо объединяющих факторов: социальная группа, политические взгляды, принадлежность к определенной профессии

Полицейские службы активно взаимодействуют с Индийским обществом посредством сети Интернет, рассматривая и отвечая на их запросы, жалобы, сообщения,  анализируя получаемую существенную информацию. Случается и так, что преступники по своей неосторожности могут оставить и не шифровать собственные персональные данные при регистрации на сайтах, на которых осуществляется незаконная деятельность. Это может послужить ключевой “зацепкой” для правоохранительных органов для установления лиц, виновных в совершении преступления. 

В Индии достаточно распространённой является проблема торговли людьми. При поддержке неправительственных организаций правоохранительные органы вместе с государственными служащими, прокурорами, представителями власти штата Западная Бенгалия проводят различные публичные мероприятия на местном уровне в самых уязвимых частях данного региона с целью увеличения осведомленности граждан о существующей проблеме. Как результат, создается некоторая система или же цепочка взаимодействия “неправительственная организация-полиция-община” в отдаленных деревнях и блоках. Другие административно-территириальные единицы Индии начали перенимать этот опыт.  В феврале 2014 года правительство Индии запустило тематический веб-портал о торговле людьми, который должен способствовать распространению необходимой информации среди жителей Республики Индия[3].  

P.S.  Во время написании заметки обнаружилась интересная вещь. На обложке блога есть фотография, на ней изображен Парламент штата Карнатака. Вверху здания высечена следующая фраза: “Government work is God’s work”. Интересно и необычно, не так ли? 


[1] “Друзья полиции”// [Электронный ресурс]. URL: https://www.friendsofpolice.org (дата обращения 24.03.2021)

[2]  Министерство внутренних дел Индии// [Электронный ресурс]. URL: https://www.mha.gov.in (дата обращения 20.03.2021)

[3]  “Launching of Web Portal on Anti Human Trafficking” (Press release). PIB. 20 February 2014. Retrieved 21 February 2014.
Источник

%d такие блоггеры, как: