Водители Uber в Лондоне — работники компании, решил Верховный суд (ВС) Великобритании. Значит, компания должна учитывать требования нормативных актов в сфере труда. В частности, о рабочем времени и о минимальной заработной плате. Об этом просили таксисты в Лондоне, и в 2017 году Центральный трибунал по трудовым спорам их поддержал. В решении ВС Великобритании предлагает пять критериев, по которым суд определил, что трибунал правомерно признал водителей работниками сервиса.

Жалобы у лондонских таксистов, работающих на платформе Uber, возникли из-за того, что они работали по 80-90 часов в неделю, спали в машинах и не видели свои семьи. Таксисты при этом не могли заработать даже минимальную зарплату. Как говорили авторы жалобы, Uber пытается привлечь клиентов, снижая тарифы, а все риски несут водители. Центральный трибунал по трудовым спорам в 2017 году их поддержал пришел к выводу, что требования о рабочем времени и минимальной оплате должны также касаться тех периодов времени, когда водитель находится в пределах территории, где ему разрешено работать (в данном случае в Лондоне), приложение на смартфоне включено и водитель готов принимать заказы. На момент рассмотрения спора в трибунале всего в Великобритании было около 40 тыс. водителей Uber, 30 тыс. из которых — в Лондоне.

Uber обжаловала решение трудового трибунала, настаивая, что таксисты — не работники компании, они независимы и заключают соглашение о перевозке непосредственно с клиентами. Приложение только рассчитывает плату, часть из которой поступает водителю. Компания называет этот процесс сбором оплаты от имени водителя и взиманием «сервисного сбора» с него за использование технологии. Uber подчеркивала, что водители свободны сами выбирать, когда и сколько работать.

ВС Великобритании компанию не поддержал (решение было вынесено вчера). Суд обращает внимание, что исходить надо не из наличия письменного трудового соглашения с компанией, а из цели трудового законодательства. Его задача — защитить лиц, которые более уязвимы, находятся в боле слабой позиции при определении их зарплаты и условий работы, подчинены и зависимы от того, кто контролирует их работу.

ВС Великобритании в своем решении изложил пять доводов, из-за которых он согласился с Центральным трудовым трибуналом (их краткое изложение есть в пресс-релизе). Во-первых, поездку клиент заказывает через приложение. Именно Uber выставляет стоимость, водители не могут ее увеличить. Значит, Uber определяет, какую сумму получит таксист.

Во-вторых, условия, по которым водители работают в Uber, разработаны компанией, водители не могут их изменить. Третья причина — когда водитель входит в приложение, его возможность принять заказ или отказаться ограничена Uber. В частности, есть система, которая отслеживает процент принятых заказов и отказов. Если отказов слишком много, то водителю грозит штраф. Его могут даже в принудительном порядке «выкинуть» из приложения на 10 минут. То есть, в это время таксист работать не может.

В четвертых, Uber строго проверяет, как водители оказывают услугу через оценки пассажиров и составление рейтинга. Тот таксист, кто не достигает средних оценок, получает предупреждение, а если оценка не улучшается, то Uber перестает сотрудничать с ним.

Наконец, Uber ограничивает взаимодействие клиента и водителя до минимально необходимого для конкретной поездки и делает все возможное, чтобы общение не выходило за ее рамки.

Таким образом, Uber строго контролирует работу водителей, пришел к выводу ВС Великобритании. Возразить они практически не могут и все, что им остаётся, чтобы заработать больше, — увеличивать рабочие часы, при этом стараясь соответствовать требованиям компании. Довод Uber о сравнении сервиса с платформами по бронированию отелей ВС Великобритании не принял. По мнению суда, Центральный трудовой трибунал справедливо признал водителей работниками Uber.
Источник

%d такие блоггеры, как: