Материал публикуются в помощь студентам военных учебных центров, сталкивающихся в ходе образовательного процесса с правовыми вопросами, касающимися деятельности военной полиции. 

 

 

В 2003 году была опубликована книга, написанная американским журналистом Крисом Хеджесом, «Что каждый должен знать о войне»[1]. В этом произведении автор приводит подробную статистику по количеству войн, которые были когда-либо в мире.

По его подсчетам за последние 3400 лет люди жили без войн около 268 лет. Это лишь около 8 процентов истории человечества. По меньшей мере 108 миллионов человек были убиты в войнах только в двадцатом веке.

Говоря о всех конфликтах, в которых принимают участие регулярные армии стран, нельзя не сказать о роли, которую играет военная полиция по организации и обеспечению прибывания войск как в боевой, так и мирной обстановке.

Военная полиция является одним из основных инструментов по обеспечению законности и правопорядка в вооруженных силах, а также служит эффективным средством по борьбе с преступностью и правонарушениями среди военнослужащих во многих иностранных армиях.

В настоящее время институт военной полиции существует более чем в 40 армиях мира, в том числе в США, Великобритании, Германии, Франции и Китае. Он введен также в армиях Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана и некоторых прибалтийских государств.

Данный пост посвящен исключительно правовым и организационным основам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с этим будет еще несколько текстов, касающихся вопросов деятельности военной полиции иных стран. 

 

 


[1] Hedges C. «What Every Person Should Know About War» // The New York Times 6.06.2003 URL: https://www.nytimes.com (дата обращения: 30.01.2021).

 

1. Правовые основы деятельности военной полиции

 

Формирование Военной полиции Вооруженных Сил РФ началось в декабре 2011 г. в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации 2011 г. № Д-075 в целях укрепления правопорядка и воинской дисциплины в российских Вооруженных Силах.

 

В структуре Минобороны России в 2012 г. было создано Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации.

 

Законодательная основа военной полиции была получена с принятием Федерального закона от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации».

 

Окончательное оформление органы военной полиции получили с изданием Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 161, которым был утвержден Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

Данный документ определяет основные направления деятельности военной полиции, её функции и полномочия. Также в нем указаны структура организации службы военной полиции, права и обязанности военнослужащих, условия и порядок применения военной полицией мер государственного принуждения, случаи и порядок применения военнослужащими военной полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

 

Говоря о регулировании деятельности военной полиции, необходимо сказать, что военная полиция Вооруженных Сил РФ в первую очередь руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, Уставом военной полиции ВС РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

В Федеральном законе от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил РФ», были указаны изменения и дополнения, касающиеся различных аспектов деятельности военной полиции, которые были внесены в более 10 законодательных актов.

 

Также деятельность военной полиции ВС РФ регулируется Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». В нем указывается, что военнослужащие военной полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и УВП ВС РФ.

 

Согласно ст. 25.1 вышеназванного Закона военная полиция Вооруженных Сил предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции для противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны.

 

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (п. 4 ст. 27) устанавливает, что для исполнения должностных и специальных обязанностей, в том числе в военной полиции Вооруженных Сил, военнослужащие могут наделяться дополнительными правами на применение оружия, физической силы, специальных средств, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами, которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами, УВП ВС РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Полномочия военной полиции по проведению дознания и производству неотложных следственных действий закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ начальники органов военной полиции Вооруженных Сил относятся к органам дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ начальникам органов военной полиции Вооруженных Сил предоставлено право проводить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил и т.д.].

 

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) находится статья 23.77, в которой указаны должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также составы правонарушений, по котором органы ВАИ вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

 

В статье 23.88. КоАП также определены органы военной полиции Вооруженных Сил РФ, имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21 КоАП.

 

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации в ч. 12 ст. 16 указаны полномочия военной полиции по исполнению наказаний в отношении военнослужащих, а также определены соответствующие структурные подразделения, в которых эти наказания исполняются военной полицией.

 

Частью 3 ст. 3 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» на военную полицию Вооруженных Сил возложена обязанность осуществлять меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих.

 

Однако необходимо отметить, что рассмотренные выше законодательные акты определяют лишь общие положения регулирования военной полиции. Детальное правовое регулирование деятельности военной полиции на подзаконном уровне осуществляется специальным нормативным правовым актом – Уставом военной полиции Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 161, а также иными подзаконными актами, включая Приказы Министра обороны РФ.

 

Таким образом, деятельность военной полиция Вооруженных Сил РФ на сегодняшний день регулируется большим числом нормативно-правовых актов. В совокупности данные акты определяют основные направления деятельности, функции, полномочия и организацию службы военной полиции, права и обязанности военнослужащих военной полиции, условия и порядок применения военной полицией некоторых мер государственного принуждения.

 

_______________________________________ 

[1] См., Корякин В.М. Военная полиция Вооруженных Сил РФ: теоретико-правовые и практические аспекты деятельности: научно-практическое пособие / В.М. Корякин, С.А. Минтягов, А.Н. Подшибякин. – М.: Центр правовых коммуникаций, 2017. С. 7-10.
[2] Федеральный закон от 03.02.2014 N 7-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации” // СПС «КонсультантПлюс».
[3] Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 “Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации” // СПС «КонсультантПлюс».
[9] Федеральный закон “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” от 20.08.2004 N 119-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

 

2. Организационные основы деятельности военной полиции

 

Основные положения, касающиеся деятельности военной полиции Вооруженных Сил РФ содержатся в Указе Президента РФ от 25.03.2015 N 161 “Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации”[1].

 

В соответствии со ст. 14 Устава ВП к военной полиции относятся органы, воинские части и подразделения военной полиции, которые созданы для осуществления функций и реализации полномочий, возложенных на военную полицию. Структура военной полиции, как указано в ст. 15 Устава, имеет следующий порядок:

 

  1. центральный орган военной полиции;
  2. региональные органы военной полиции;
  3. территориальные органы военной полиции.

 

К воинским частям военной полиции относятся дисциплинарные воинские части и другие воинские части, созданные для осуществления функций и реализации полномочий, возложенных на военную полицию.

 

Военная полиция входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство военной полицией осуществляет Министр обороны Российской Федерации. Управление военной полицией осуществляет начальник центрального органа военной полиции (таким органом является ГУВП Минобороны России).

 

Состав, организационная структура и штатная численность органов, воинских частей и подразделений военной полиции определяются Министром обороны Российской Федерации в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил с учетом условий дислокации, объема и характера выполняемых задач.

 

Центральным органом военной полиции является Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, на которое возложено решение следующих задач в соответствии Положением[2]:

 

– разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Минобороны России и иных служебных документов по вопросам деятельности военной полиции с учетом основных направлений и этапов ее развития;

 

– обеспечению безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах;

 

– обеспечению передвижения войск (сил) по дорогам и сопровождение транспортных средств ВС, а также координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

 

– обеспечению охраны особо важных объектов Минобороны России;

 

– разработке и реализация планов строительства и развития военной полиции, совершенствование ее состава и структуры;

 

– руководству региональными и территориальными подразделениями военной полиции и контроль за их деятельностью;

 

– координации действий военной полиции при введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях режима военного или чрезвычайного положения, а также в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

 

Структура и состав региональных управлений военной полиции Вооруженных Сил соответствуют структуре военных округов. На сегодняшний день военно-административное деление России определено Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2020 г. № 374 «О военно-административном делении Российской Федерации» и включает четыре военных округа[3]. В составе военной полиции Вооруженных Сил функционируют пять региональных управлений военной полиции по соответствующим военным округам и региональное управление по Северному флоту.

 

Территориальные органы военной полиции дислоцируются, как правило, в непосредственной близости от мест дислокации воинских частей, которые имеют наибольшую численность, или на территории воинских частей, расположенных в районе ответственности территориальных органов военной полиции[4].

 

Исключения составляют г. Москва и г. Санкт-Петербург, где военные коменданты гарнизонов одновременно являются военными комендантами этих городов. При организации своей службы они руководствуются требованиями Устава ВП, общевоинских уставов Вооруженных Сил и положениями о военных комендатурах городов, комендантами которых являются.

 

 Типовые положения о региональном и территориальном органах военной полиции, а также положения о военных комендатурах городов Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются Министром обороны Российской Федерации. На сегодняшний момент существует Проект Приказа Министра обороны России «Об утверждении типовых положений о региональном и территориальном органе военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации»[5].

 

В нем содержатся перечень основных задач регионального управления военной полиции, функции, осуществление руководства, региональным управлением военной полиции. Аналогичная структура в типовом о территориальном органе военной полиции ВС РФ.

 

По специальным вопросам, например,  по вопросам боевой и мобилизационной готовности, гарнизонной службы, комплектования личным составом и его первоначального обучения, региональный орган военной полиции подчиняется командующему войсками военного округа.

 

Начальник территориального органа военной полиции, согласно ст. 33 УВП ВС РФ, является старшим оперативным начальником для всех дислоцированных на территории района подразделений военной полиции (за исключением подразделений центрального и региональных органов), координирует деятельность не подчиненных ему подразделений военной полиции, дислоцированных на территории района ответственности.

 

Особенности служебной деятельности органов военной полиции на территории иностранного государства устанавливаются международным договором между Российской Федерацией и государством, на территории которого они дислоцируются, например, «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия» и другие.

 

Таким образом, организационные основы деятельности военной полиции Вооруженных Сил РФ закреплены Указом Президента РФ от 25.03.2015 N 161. Структурная основа ВП ВС РФ состоит из трех уровней (центральный, региональный и территориальный). Должностные лица каждого организационного уровня имеют конкретные задачи и полномочия. Общее руководство и координация осуществляется Министром обороны РФ, а непосредственное управление военной полицией возложено на начальника центрального органа военной полиции (ГУВП Минобороны России).

Подробнее о деятельности военной полиции Вооруженных Сил РФ читать:

Административная деятельность военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации : учебное пособие / С.А. Минтягов. — Москва : КНОРУС, 2021. — 312 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 “Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации” // СПС «КонсультантПлюс».
[2] См., Корякин В.М. Военная полиция Вооруженных Сил РФ: теоретико-правовые и практические аспекты деятельности: научно-практическое пособие / В.М. Корякин, С.А. Минтягов, А.Н. Подшибякин. – М.: Центр правовых коммуникаций, 2017.
[3] Указ Президента РФ от 05.06.2020 N 374 “О военно-административном делении Российской Федерации” // СПС «КонсультантПлюс».

[4] Ст. 16 Устава военной полиции Вооруженных Сил РФ // СПС «КонсультантПлюс».

[5] Проект Приказа Министра обороны России “Об утверждении типовых положений о региональном и территориальном органе военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации” (подготовлен Минобороны России 19.06.2018) URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56656024/ (дата обращения: 01.02.2021).

 

 
Источник

%d такие блоггеры, как: