Орган валютного регулирования. Роль национального Финансового совета Банка России в сфере валютного регулирования. 

Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ «О валютном регулировании») определяется правовой статус органов валютного регулирования. Согласно толковому словарю русского языка Ожегова С.И. под словом «регулировать» понимается действие по упорядочиванию, налаживанию. Направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, в систему. Следовательно, деятельность по регулированию валютных правоотношений связана с построением общеобязательных правил поведения, которые призваны выстроить схему действий в области валютных правоотношений. 

Согласно ст. 5 ФЗ «О валютном регулировании» органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Указанное положение вытекает из ст. 15 Федерального Конституционного Закона от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ныне отмененный закон в связи с изданием нового ФКЗ от 06.11.2020 г. № 4-ФКЗ), где говорится о том, что Правительство РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль (в этой части положения старого закона изменены не были). Напомним, что ФЗ «О валютном регулировании» был опубликован лишь в 2003 году.

Согласно ст. 4 Федерального закона  от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. В силу ст. 13 того же закона устанавливается, что Национальный финансовый совет реализует политику валютного регулирования и валютного контроля. 

Поскольку правовой статус в области валютного регулирования (и контроля) в полной мере не рассматривался до настоящего времени, затронем поднятую проблематику.

Национальный финансовый совет Банка России представляет собой коллегиальный орган Банка России, который, фактически, контролирует деятельность Банка России со стороны государственных органов. Согласно абз.2 ст. 12 ФЗ «О банке России», численность Национального финансового совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной думы из числа депутатов, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав национального Финансового совета входит Председатель Банка России. Такое положение законодательных норм не в полной мере соответствует нормам регламента нижней палаты парламента РФ. Если полномочия Совета Федерации в области валютного регулирования и контроля напрямую закреплены (см. ст. 30 Регламента Совета Федерации РФ), то полномочия Государственной Думы в указанной сфере отсутствуют. Вместе с тем получается, что сверх полномочий, указанных в Конституции РФ и Регламенте, Государственная Дума наделяется также полномочиями по валютному регулированию и валютному контролю, поскольку депутаты Государственной Думы РФ входят в Национальный Совет Банка России, который реализует политику валютного регулирования и контроля. Если полномочия по валютному регулированию возможно объяснить законодательными функциями Государственной Думы РФ, то полномочия в области контроля носят безосновательный характер. Абсурдность приведенных норм очевидна. В положениях Закона «О валютном регулировании» не содержится ни одной нормы, касающейся полномочий Государственной Думы в области валютного регулирования или контроля. Однако, обращаясь к нормам ФЗ «О Банке России» мы видим полномочия по осуществлению политики в области валютного регулирования и контроля, посредством проведения политики валютного регулирования и контроля через Национальный Финансовый совет Банка России (в противовес Конституции РФ). Таким образом, необходимо сделать следующие выводы: 

  1. Конституция РФ не отражает полномочий Государственной Думы РФ в области валютного регулирования и контроля. Если регулирование валютных правоотношений возможно объяснить законодательным характером деятельности Государственной Думы, то полномочия по контролю попросту необъяснимы;
  2. Посредством закрепления полномочий Национального Финансового совета Банка России Государственная Дума необоснованно получает дополнительные полномочия по регулированию и контролю, в противоречие нормам Конституции РФ, положений ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в частости, ч.2 ст. 22, где говорится о том, что органами валютного контроля в Российской Федерации является Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (где Государственная дума РФ не является таковой)

В связи с чем, считаем необходимым внести соответствующие изменения в положения Закона «О Банке России».

Итак, согласно ч.1 ст. 5 ФЗ «О валютном регулировании» органами валютного регулирования являются Центральный Банк и Правительство РФ, которые в пределах своей компетенции издают акты органов валютного регулирования, которые обязательны для исполнения резидентами и нерезидентами. При этом, если порядок валютных операций не установлен органами валютного регулирования, то они осуществляются без ограничений. Таким образом устанавливается схема «все то, что не запрещено – разрешено».

Банк России также устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления. Такие формы учета возможно найти в Инструкции Банка России от 16.08.2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов…». Считаем, что приведенная Инструкция требует детального изучения, поскольку судебная практика изобилует примерами ненадлежащего исполнения контрагентами указанного документа. Поэтому мы посвятим отдельную статью, раскрывающую тонкости данной инструкции.

Центральный Банк, Правительство РФ, а также специально уполномоченный Правительством РФ органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений. Какие федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять валютные операции без ограничений? Из системного анализа законодательства следует, что к таким органам относятся: 1) ФСБ России (Постановление Правительства РФ от 12.03.2008 г. № 166); 2) Федеральное казначейство (Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 803); 3) Министерство иностранных дел РФ (Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 856); 4) Министерство обороны РФ (Постановление Правительства РФ от 10.04.2006 г. №203); 5) Служба внешней разведки РФ (Постановление Правительства РФ от 20.12.2004 г. № 813). Таким образом, для того, чтобы орган исполнительной власти осуществлял валютные операции без ограничений, ему необходимо обладать следующими признаками: а) такой орган должен быть федеральным; б) такой орган должен быть уполномочен Правительством РФ, посредством издания соответствующего акта.

Исходя из вышеизложенного, следует четко разграничивать органы валютного регулирования от иных органов. К органам валютного регулирования относятся: Центральный Банк РФ и Правительство РФ (по смыслу ФЗ «О валютном регулировании»). Обращаясь к иным актам (ФЗ «О банке России») мы можем прийти к ложному выводу, что к таким органам также относятся Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ, а также представители Президента РФ.

Валютные операции между резидентами (часть 1).

Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся наличные деньги и безналичные денежные средства. Опираясь на ч.1 ст. 140 ГК РФ, законным платежным средством на всей территории РФ является рубль. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ определяются отдельным законом (ч.2 той же статьи). Следовательно, иностранная валюта является объектом, ограниченным в обороте на территории Российской Федерации. 

Из анализа выше приведенных норм вытекает, что валютные операции между резидентами запрещены. Однако ст. 9 ФЗ «О валютном регулировании» дает перечень операций, которые разрешены между резидентами. Отметим, что за историю существования валютного законодательства, список разрешенных валютных операций постоянно пополняется. Таким образом действует схема «запрещено то, что не разрешено». 

Согласно п.1 ч.1 ст. 9 ФЗ «О валютном регулировании» операции, предусмотренные в (1) подп. «ж»; и (2) «з» п. 9 ч.1 ст.1; (3 – 3.1) ч.2-4 настоящей статьи; (4 – 4.1) ч.6 и 6.1 ст. 12; (4.2) абз. 10 и 11; (5) ч.2 и ч.3 ст. 14 разрешены.  Написано достаточно коряво и непонятно. В дальнейшем закон перечисляет операции, которые разрешены. 

Разбор операций между резидентами предлагаем произвести через призму субъекта валютных правоотношений, объекта, а также территориальной принадлежности банковского счета. Рекомендуем все валютные операции разбирать по такой схеме (в первую очередь для собственного удобства). Также для удобства, указанную выше статью мы разили на отдельные пункты (цифры), которые отсылают к нижеприведенному списку.

Разберем для начала п. 1 ч.1 ст. 9 ФЗ «О валютном регулировании» по частям:

1) Содержание подп. «ж» п. 9 ч.1 ст. 1. К таким валютным операциям относится: перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ. Субъекты правоотношений: резиденты. Объект: валюта РФ в безналичной форме. Территориальная принадлежность счета, по которому производится перевод: из иностранного государства другому резиденту в РФ или наоборот. 

2) Содержание подп. «з» п.9 ч.1 ст. 1. К таким валютным операциям относится: перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ. Субъекты правоотношений: резиденты. Объект: валюта РФ в безналичной форме. Территориальная принадлежность счета, по которому производится перевод: иностранное государство.

3) Содержание ч. 2-4 настоящей статьи (имеет в виду ст. 9 ФЗ «О валютном регулировании»). К таким операциям относятся: сделки между Уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет. Такой порядок дополнительно устанавливается Банком России.

3.1) Валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафов по договорам, внесение денежных средств резидентами на банковские счета (банковские вклады) и получением денежных средств резидентами с банковских счетов. К таким операциям также относятся банковская гарантия, купля-продажа наличной и безналичной иностранной валюты, а также обмен, замена иностранной валюты, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности. Также к таким операциям относятся операции, связанные с договором факторинга (см. ч.4 ст. 9 ФЗ «О валютном регулировании). Субъектыправоотношений: резиденты и уполномоченные банки. Предмет (который, включает в себя объект) регулирования: банковская операция с валютой РФ и иностранной валютой. Территориальная принадлежность уполномоченного банка: Российская Федерация.

4)  Далее идет ч. 6 ст. 12 ФЗ «О валютном регулировании». Согласно данной статье, юридические лица-резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами на счетах, открытых в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ (за исключением ст. 6.1 той же статьи). Физические лица имеют такие же полномочия, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами. Субъекты правоотношений: физические и юридические лица (резиденты). Объект правоотношения: денежные средства в валюте РФ и иностранной валюте. Территориальная принадлежность счета: иностранное государство.

4.1) Со средствами, которые указаны в ч.6 ст. 12, согласно ч. 6.1 ФЗ «О валютном регулировании», без ограничений осуществляются следующие виды операций: операции по выплате сотрудникам дип. представительств зарплат и иных выплат. Операции по выплате заработной платы сотрудникам представительства или филиала юридического лица – резидента, находящего за пределами территории РФ., командировочные расходы.

4.2) Содержание абз. 10 части 2 ст. 14 ФЗ «О валютном регулировании» устанавливается возможность юридическим лицам – резидентам оплачивать командировочные расходы в иностранной валюте без использования банковского счета в уполномоченном банке с наличной иностранной валютой. Субъекты правоотношений: юридические лица- резиденты. Объект правоотношения: иностранная валюта, используемая для целей командировочных расходов за пределами территории РФ. Анализ абз. 11 части 2 ст. 14 показывает нам порядок внесения иностранной валюты на счета (со счетов) федерального органа исполнительной власти, открытого в уполномоченном банке. 

5) Наконец, ч. 3 ст. 14 ФЗ «О валютном регулировании» расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через уполномоченные банки, за исключением ряда валютных операций. К таким операциям относятся:

А) передача в дар ценностей Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию;

Б) дарение валютных ценностей супругу или близким родственникам;

В) завещания валютных ценностей;

Г) коллекционирование единичных знаков и монет;

Д) ограниченные суммы перевода физическим лицом-резидентом физическому лицу-резиденту без открытия счета в банке на территории РФ. Согласно Указанию Банка России от 30.03.2004 г. № 1412-У, максимальная сумма такого перевода иностранной валюты или валюты РФ возможно в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США.

Е) покупка\продажа иностранной валюты у уполномоченного банка

Ё) расчет в магазинах беспошлинной торговли и др.

Таким образом, законодателем дается исчерпывающий перечень валютных операций, которые возможно проводить физическими лицами без обращения в уполномоченный банк.

Подводя промежуточный итог по валютным операциям между резидентами, отметим следующее. Причина, по которой составляется список операций, которые разрешены между резидентами в Российской Федерации, кроется в абсолютном нуле. Нуле контроля, бесполезности, бесцельности контроля по данным операциям. К примеру, если вы хотите подарить своему товарищу коллекционную монету, то, в чем смысл контроля? Что именно контролировать? Естественно, контролировать нечего. А законодательно закрепить необходимо, поскольку концепция закона в части валютных операций у резидентов связана с ранее выдвинутым высказыванием: «запрещено все то, что не разрешено». Вот и получается раздутый закон, который требует постоянной корректировки. 

Если у Вас остались какие-либо вопросы, мы готовы к активному обсуждению. Если Вам нужна помощь по интересующему вас вопросу, мы с радостью предоставим вам всю необходимую информацию. Просто позвоните или напишите на WhatsApp по номеру +7 903 966 57 78 или напишите на почту maksimMSAL@yandex.ruNarodnoe-pravo всегда рядом. 

P.S.

В прикрепленном ниже файле изображена национальная валюта Объединенных Арабских Эмират «Дирхам». Он был введен в обращение в 1973 г. Официальный курс к рублю (на дату публикации) 1 Дирхам ОАЭ = 20,17 Российских рублей.
Источник

%d такие блоггеры, как: