Как же много уже всего написано об авторских правах музыкантов, композиторов и исполнителей. У меня есть несколько статей, посвященных правам на музыку контрактам с лейблами покупке и продаже битов и музыки через интернет регистрации музыкальных групп и т.д.

В этой статье мы объединим всю самую важную информацию в единую шпаргалку для начинающего автора музыки или песни.

Основной музыкальный контент сегодня – это музыкальные произведения с текстом. Попросту говоря – песни . Они в соответствии со ст.1259 ГК РФ являются объектами авторских прав.

 

Авторство и соавторство

Если Вы написали песню, то авторские права возникают у Вас сразу с момента создания. Их не требуется нигде регистрировать (п.4. ст.1259 ГК РФ). Если один человек написал текст, а второй музыку, и вместе у них получилась песня, то они считаются соавторами песни.

Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно (ст.1258 ГК РФ). То есть они вместе должны решать, какие договоры заключать в отношении произведения, как его выпускать распространять и т.д. Однако соавторы ещё могут заключить между собой специальное соглашение, в котором может быть предусмотрен порядок использования произведения каждым из них. Например, часто в соглашении соавторы договариваются, что оба остаются правообладателями, но все решения по распоряжению произведением принимает один из них, а второй просто получает свой процент от дохода. Такой подход существенно упрощает юридическое оформление всех правоотношений, связанных с использованием песен или целых альбомов.

 

Какие права возникают у автора?

После того, как произведение создано, у автора возникли авторские права. Авторские права бывают имущественные и личные неимущественные. Личные неимущественные права (такие как право на имя или право авторства) неотчуждаемы и могут принадлежать только автору, отказ от таких прав ничтожен по закону. А вот исключительное право – имущественное – может впоследствии быть передано автором и принадлежать любому другому физическому или юридическому лицу.

А регистрировать песни надо?

Как уже было сказано, регистрировать авторские права не нужно. Однако часто свое авторство требуется доказать. Для этого существуют разные механизмы, но самый современный и, как мне кажется, эффективный – это депонирование . Депонирование – это процедура очень похожая на регистрацию. Но всё же не регистрация. Депонирование представляет собой передачу экземпляра произведения на хранение с выдачей документа (обычно сертификата или свидетельства), подтверждающего, что произведение в определенную дату было принято от определенного человека, который заявил свое авторство и/или правообладание. В случае возникновения спора об авторских правах, выданный при депонировании документ поможет установить временной приоритет и послужит весомым доказательством авторства и/или обладания исключительным правом на произведение, а экземпляр произведения, переданный на хранение, может быть по требованию суда или правоохранительных органов предоставлен в качестве вещественного доказательства. Депонированием занимаются специализированные реестры и/или их представители обычно они либо частные, либо частные с государственным участием. Вся процедура осуществляется онлайн, Вам даже не потребуется выходить из дома.

 

Как понять, что за договор Вам предлагают?

После того, как произведение создано, а доказательства авторства обеспечены, можно задумываться о реализации музыки. Распорядиться своим музыкальным произведением можно двумя основными способами:

а) можно осуществить отчуждение кому-либо за деньги исключительного права на произведение;

б) можно на время предоставить право использования произведения кому-либо за деньги;

Второй способ – самый распространенный и обычно мы называем его – лицензия. Если проводить некую аналогию, то можно (хоть и очень приблизительно) сравнить лицензию с арендой, а отчуждение с продажей.

При отчуждении исключительного права автор передает его приобретателю навсегда. Да, автор остается автором, но только всё, что он теперь вправе требовать – это указание своего имени при использовании песни. Весь доход от использования и любые решения о том. как использовать песню, будет теперь принимать новый правообладатель.

Если же мы заключаем лицензионный договор, то мы остаёмся правообладателем, а пользователь (лицензиат) может использовать песню только теми способами, которые указаны в договоре и только в течение срока действия такого договора.

Поэтому если Вы заключаете с кем-то договор в отношении Ваших музыкальных произведений, необходимо первым делом понять, какой договор перед Вами. Кстати бывают случаи, когда хитрые лейблы или издательства маскируют договоры, а потом оказывается, что Вы подписали совсем не то, что хотели. О том, как обезопасить себя от таких случаев, можно прочитать тут .

 

А как понять, что лейбл не обманет?

Конечно, заранее нельзя быть на 100% уверенным, что лейбл не обманет. Крупные компании обычно в таких скандалах, конечно, не участвуют, а вот с мелкими мелкими или начинающими лейблами иногда бывают проблемы.

В современном шоу-бизнесе роль лейбла в последнее время сводится к функции дистрибуции музыки и организации концертов. Поэтому, чтобы понять, что в процессе дистрибуции всё будет прозрачно, надо внимательно читать договор.

Вот несколько советов о том, на что обратить внимание:

Во-первых, конечно, существенные условия. Для лицензионных договоров это предмет договора (путем указания на конкретные произведения) и способы использования. То есть в договоре (или в приложении к нему) должны быть указаны конкретные и уже существующие произведения. Также указываются и объекты смежных прав (фонограммы и исполнения). И обязательно в договоре должны быть прописаны способы их использования. Обычно такие договоры заключаются на условиях исключительной лицензии. То есть на время действия договора нельзя привлечь для распространения этих же произведений какую-либо еще компанию или гражданина.

Во-вторых, срок. Убедитесь, что срок адекватный. Конечно, что такое адекватный срок каждый для себя решает сам, но я не рекомендую заключать договор на слишком длительный срок. Может ведь случиться так, что работа лейбла Вас не устроит и Вы захотите отдать эти произведения на распространение другой компании. Расторгнуть досрочно договор в одностороннем порядке зачастую можно только в судебном порядке. Согласно ст.310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Так что если в самом договоре не прописано, что артист может досрочно расторгнуть договор, то придется ждать окончания срок договора. Я рекомендую согласовать срок 6-9 месяцев; за это время можно понять, комфортно ли Вам сотрудничать с этим лейблом.

Далее следует обратить внимание на отчеты. Отчеты предоставляются лейблом артисту, чтобы можно было понять, на каком основании рассчитано вознаграждение. Желательно, чтобы приложением к договору шла форма такого отчета. И еще я очень рекомендую предусматривать в договоре возможность его расторжения артистом в случае нарушения лейблом правил составления отчета, сроков предоставления отчета и его формы, установленных в самом договоре. Также желательно предусмотреть возможность контроля достоверности информации, содержащейся в отчете. Есть у меня в практике случай, когда отчеты по договору артисту предоставлялись, но не выдерживали никакой критики и их достоверность вызывала сомнения. Повлиять на лейбл в ходе переговоров и убедить его предоставить надлежащие отчеты не удалось и сейчас это дело рассматривается судом.

© Андрей Макаров 2021г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.
Источник

%d такие блоггеры, как: