В 29-м номере журнала “Советская юстиция” за 1931 год под характерным для того времени заголовком “Крепко ударить по тем, кто не использует рационально авто-гужевые средства транспорта” была опубликована статья автора М.Драгунского. В этой статье рассматривается актуальная на тот момент проблема невывоза грузов, доставляемых в Москву, с товарных ж.-д. станций.

В качестве примера, отображающего проблему, приводится уголовное дело в отношении компании пьянчуг и растратчиков, обосновавшихся в Московском ТПО Северных железных дорог (транспортное потребительское общество, прим. авт.), которые своими злоупотреблениями поставили организацию на грань разорения (присваивали вырученные деньги, покупали имущество по завышенной цене, выписывали себе фиктивные выплаты и т.п.).

В завершение автор выражает уверенность в том, что преданные суду очковтиратели и растратчики сполна получат по заслугам, и делает неожиданный с позиции сегодняшнего дня вывод: “Именно в этом, в практической реализации уроков таких дел – одна из задач прокуратуры в деле разгрузки Московского узла”.

Иначе говоря, субъектом, способным решить проблемы управления экономикой, автор видит так называемый “силовой блок”, то есть правоохранительные органы.

На этом месте я уже вижу фейерверки либертарианцев, восклицающих: вот оно! вот оно “гулаговское днище”! вот он “кровавый совок”! То ли дело наш “свободный рынок”! Ура коллективному, ныне покойному, но вечно живому в наших сердцах Гайдару и Ко! И так далее.

Однако, если посмотреть глубже, так ли далеко под руководством тех самых либертарианцев современная Россия со своим диким “обезьяньим” “рынком” ушла от тридцатых годов прошлого столетия? Ушла. Но не далеко. В обратную сторону. И вот почему.

Бросаются в глаза следующие обстоятельства.

  1. Критически важную народнохозяйственную задачу в условиях плановой экономики решают частные предприятия – потребительские общества.

  2. Общества располагают огромными основными фондами при мизирном размере взносов. Значит, кредит настолько доступен, что при складочном капитале в несколько сот или тысяч рублей общество может позволить себе обзавестись парком автомобилей стоимостью в несколько тысяч рублей каждый.

  3. Доступ к обработке государственного заказа открыт всем желающим без ограничений.

  4. Регистрация потребобщества носит заявительный характер.

И всё бы хорошо, если бы не одно большое “НО”: умиление сладким словом “свобода” (а точнее, её иллюзия), помноженное на человеческие пороки и слабости, неизбежно приводит всех мечтателей на нары. С этой позиции вывод автора не кажется таким уж наивным и архаичным. Не кажутся также необоснованными так называемые “политические репрессии”, которые по факту в 99% случаев являлись единственным способом заставить “предприимчивые” слои населения не воровать и делать что-то полезное.

Статья в приложенном файле.

Источник

%d такие блоггеры, как: