Традиции, а главное, сила привычки упорно заставляют верить, что долго хранимый письменный договор – лучшая гарантия защищённых прав, а, следовательно, успешно проведённой сделки.

В праве существует две формы договора – письменная и устная. Устная форма сделки в отличие от письменной применяется в ограниченном перечне случаев, поскольку не заключается на сумму свыше 10 тысяч рублей, а также между физическими и юридическими лицами. 

Другое дело, что в настоящее время письменная форма сделки приобретает иной вид. То есть для того, чтобы сделки стать письменной, не обязательно быть облечённой в бумагу, утверждённую собственноручно подписью контрагентами. Люди совершают покупки через социальные сети, специальные приложения, просто на сайтах. Не ощущая по окончании совершения действий (выбор, оплата) и до получения желаемого (продукта, товара или услуги) бумаги в своих руках, у многих возникает вопрос: «А меня точно не обманули? А на что я буду ссылаться, если мне товар не придёт?».

Гражданский Кодекс указывает, что письменный договор может быть заключён посредством составления электронного документа с подписью сторон (электронная подпись), а также посредством обмена письмами или иными данными. К таким данным как раз можно отнести обмен сообщениями в мессенджерах. То есть фактически на разных электронных носителях формируется электронный документ, приравненный к письменной форме сделки. Хотя прямо в российском законодательстве никто пользователей не успокоил, что такое способ заключения договора не создаст вам проблем, вывод об относительной надежности использования механизма заключения договора через сети и мессенджеры сделать всё-таки возможно.

В международной практике, а именно, в ст. 8 Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных сделках 2005 г., ст. 11 Типового закона ЮНСИТРАЛ “Об электронной торговле” 1996 г., указывается, что в случае, если при заключении контракта используется электронное сообщение, этот контракт не может быть лишен действительности или исковой силы на том лишь основании, что он совершен в электронной форме.

Также можно позволить себе заглянуть в международную практику и увидеть отражение философии существования нашей жизни в новых форматах. Обратим внимание на следующий факт – понятие электронного носителя информации раскрывается в Директиве Европейского парламента и Совета N 2011/83/EC от 25 октября 2011 г. о правах потребителей. Если сторонами достигнуто соглашение о фиксации любой договорной документации на носителе, названном “durable medium” (носителем информации длительного хранения), то в определенных случаях речь может идти не только о заключении договора в электронной форме, но и о полной дематериализации договорных отношений, но всё это не отменяет наличия самих договорных отношений.

Что означает согласие в электронной форме, и как подтверждать волю, если подпись поставить невозможно? Да, подпись заменяет иной вариант выражения формы согласия, более вариативный. Это может быть: передача сигнала в виде конкретных слов «я хочу купить», «я готов сделать заказ», или заполнение определённой формы в Интернете, или клик мышкой на знак «с условиями договора ознакомился и согласен». Такое выражение воли соответствует юридически значимому сообщению, поскольку порождает гражданско-правовые последствия. Также не стоит забывать или пренебрегать опять же электронными, но более формализованными средствами выражения воли: электронной подписью, например.

Кстати, хорошо известная система S.W.I.F.T. может выдавать справки о том, что соответствующее сообщение отправлено конкретным абонентом, что упрощает процесс доказывания факта заключённой сделки.

Также стоит отметить, что не всегда есть необходимость указывать все сведения в одном документе. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 21.01.2002 N 67 указано: «Письменным договором могут признать несколько взаимосвязанных документов, подписанных сторонами». (Опять же, понятие “подписанных сторонами” мы можем рассматривать как “условный вариант” и заменить его на возможность выражения воли другими способами и средствами). То есть по аналогии: переписку с контрагентом можно вести в нескольких мессенджерах.
 
Если вы успокоились, что мессенджер и Интернет в целом не только удобен, но и относительно благонадёжен, самое время обратить внимание на ещё один подводный камень при использовании современных технологий.
Любая сделка строится по принципу «согласие» – акцепт на «предложение» – оферту. И чтобы чувствовать себя уверенным при выражении согласия, важно различить, что является предложением к покупке – то есть офертой, а что нет, то есть, скорее всего, представляет собой «приманку» клиента. Важно научиться распознавать оферту.

Распознать оферту можно по следующим признакам:
содержит существенные условия договора (например, в договоре купли-продажи существенным признаётся указание наименование товара и количество. По общему правилу условие о цене можно также считать существенным); 

  • усматривается воля лица совершить те действия, которые предлагаются (о наличии такой воли свидетельствует, например, публикация правил оказания услуг на официальном сайте).

Стоит отметить, что предложение делать оферту (иначе – реклама, а по-простому – приманка клиента) порой очень сложно отличима от непосредственно самой оферты. Чтобы не попытаться купить рекламу, нужно обращать внимание:
указано ли, что «предложение не является публичной офертой» (если указано, то точно акцептовать нечего);
содержит ли реклама существенные условия договора (ОДНАКО описание фотографий, работающих образцов товара или услуги в Интернете придается значение оферты, независимо от наличия всех существенных условий).

Поскольку мы всё-таки говорим о заключении сделок в электронной форме, то стоит попытаться объяснить, что является офертой и акцептом в режиме онлайн, как прощупать сам процесс. 

Сделка, которую вы заключайте в Интернете, чаще всего имеет наименование «продажа товаров дистанционным способом». В основе этого способа лежит ознакомление покупателя с товаром, при этом то, с чем знакомится потенциальные покупатель и называется офертой (фотографии, описания). Выражение согласия происходит в различных формах (добавить в корзину, написать о готовности приобрети товары, кликнуть мышью, оплатить товар и т д). Считать себя заключившим договор продавец будет обязан с момента получения акцепта.

Итак, что в российском законодательстве нет в самом качественном понимании специальных правил, регулирующих взаимодействия по сделкам в сети «Интернет». Все правила вытекают либо из общих условий, работающих относительно письменной формы сделки, и далее применяемых по аналогии для электронного формата, либо есть некие «намеки» на признание электронной формы действительно работающей, но они действительно могут заставить сомневаться из-за сложности формулировок, а оттого некой изворотливости в применении. Поэтому порой становиться проще убедить себя в верности действий по давно проверенным стереотипам, и посчитать бумагу или личную встречу – лучшим гарантом защиты прав.

Предстоит ещё работа в части соотношения норм росскийского права с международными признанными стандартами, во многом следует продумать существующие правовое модели, которые в перспективе могут обрести другие формы. Например, сейчас в России всё, что представлено на сайте, признаётся офертой, то есть потребитель находится в более сильном положении, он выбирает уже явно предложенный ему товар. Для сравнения, в английском праве традиционно считается, что предложение товара на веб-сайте является лишь предложением делать оферты, то есть рекламой, а сама оферта делается покупателем в момент, когда он окончательно формирует “корзину” покупок и приступает к оплате.

А пока – хороших нам покупок!

Источник

%d такие блоггеры, как: