С 1 июля 2021 года вводится в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – «АППК»), регулирующий отношения, связанные с осуществлением внутренних административных процедур государственных органов, административных процедур, а также порядок административного судопроизводства.

В связи с вступлением в силу АППК, утратят силу ныне действующие нормативно-правовые акты, а именно, Закон РК «Об административных процедурах», Закон РК «О порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц», а также ряд некоторых норм ГПК РК, включая главы 27–29.

Предлагаем Вашему вниманию обзор существенных новшеств и особенностей АППК, порядка и процедуры рассмотрения обращений должностными лицами государственных органов, а также судами.

Принципы административных процедур и административного судопроизводства

АППК содержит ряд дополнительных принципов, на основании которых осуществляются административные процедуры и административное судопроизводство. Особого внимания заслуживают следующие принципы:

принцип приоритета прав – все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры;

охрана права на доверие – данный принцип выражается в том, что административный акт, административное действие (бездействие) считаются законными и обоснованными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо или суд не установят обратное в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

запрет злоупотребления формальными требованиями – административному органу, должностному лицу запрещается отказывать в реализации, ограничивать, прекращать право участника административной процедуры, а также возлагать на него обязанность с целью соблюдения требований, не установленных законодательством Республики Казахстан;

презумпция достоверности – при осуществлении административной процедуры материалы, объекты, документы и сведения, представленные участником административной процедуры, считаются достоверными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо не установят обратное;

активная роль суда – суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. Суд по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников административного процесса собирает дополнительные материалы и доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач административного судопроизводства;

разумный срок административного судопроизводства – административное судопроизводство, включая производство отдельных процессуальных действий, осуществляется в разумный срок.

Включение этих принципов свидетельствует о том, что законодатель придает особое значение рассмотрению данной категории дел, так как второй стороной дел является государственный орган, его должностные лица. 

Читать далее→

Автор: Департамент судебной практики юридической фирмы «GRATA International».
Источник

%d такие блоггеры, как: