Подарочные карты уже давно стали обычным элементом розничной торговли. Вместе с тем, до настоящего момента их обращение никак не урегулировано. Данный пробел ритейлеры пытаются заполнить самостоятельно при помощи публичных оферт, прописывая, по большей части, выгодные им условия. Однако, в последнее время Роспотребнадзор уделяет повышенное внимание данному инструменту розничной торговли.

Последнюю административную и судебную практику служба опубликовала в декабре 2020 года.

Из анализа обзора можно выделить следующие основные положения:

  • денежные средства, переданные потребителем за карту, являются исключительно авансом (изначально такая позиция была высказана в Определении Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 57-КГ15-7),

  • иной статус указанных денежных средств (к примеру, задаток или оплата опциона) является нарушением прав потребителей, так как предполагает их невозвратность,

–  отказ от обслуживания карты или от возврата денежных средств после окончания срока ее действия является нарушением прав потребителя и неосновательным обогащением,

  • в случае возврата некачественного товара, приобретенного за карту, возврат цены такого товара исключительно на карту является нарушением прав потребителей (Даная позиция высказана Роспотребнадзором Оренбургской области, применение ее в судебной практике найти не удалось).

Конечно же, в судебной практике встречаются случаи, когда суды принимали во внимание положения публичной оферты, но их скорее можно считать исключениями.

Исходя из указанных обстоятельств, встает вопрос о целесообразности принятия публичной оферты, регулирующей порядок обращения подарочных карт того или иного ритейлера.

Конечно же сложившаяся ситуация вызывает ряд проблем для розничных продавцов.

Во-первых, ритейлеры не знают, что еще Роспотребнадзор может посчитать нарушением прав потребителей в связи с выпуском в обращение подарочных карт.

Во-вторых, конструкция аванса не подходит для случаев с подарочными картами. Аванс или предварительная оплата – это способ оплаты товара по заключенному договору купли-продажи (ст. 487 ГК РФ). В свою очередь, договор купли-продажи считается заключенным тогда, когда между сторонами согласовано условие о его предмете (ст. 432 и 455 ГК РФ). При этом при покупке подарочной карты стороны предмет не согласовывают. В данном случае стоит согласиться с Беловым В.А., который считает опцион наиболее подходящей конструкцией для обращения подарочных карт[1].

В-третьих, создаются условия для злоупотреблений со стороны потребителей, как-то: использование подарочных карт в качестве депозитов на предъявителя или для реализации коррупционных схем.

В любом случае при выпуске в обращение подарочных карт я бы не рекомендовал принимать и публиковать публичную оферту, регулирующую порядок их обращения, а связанные с этим спорные вопросы с потребителями решать, исходя из известного постулата: «клиент всегда прав».

 


[1] Белов В.А. Правовая сущность подарочного сертификата: ООО “Бершка СНГ” против управления Роспотребнадзора по г. Москве (дела N А40-А40-202419/17 и А40-226793/17) // СПС «Консультант плюс».

Источник

%d такие блоггеры, как: