Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

 

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица»

По всей видимости, тема комиссий из финансового сектора плавно перетекает в online торговлю и обретает новую жизнь. Один из крупнейших игроков на это рынке Wildberries (далее –W.) установил комиссию при оплате покупок банковской картой VISA, Mastercard. Это объясняется заботой о клиентах (по многочисленным просьбам трудящихся): «Благодаря появлению нового функционала формирование цены на товар стало ещё более прозрачным для покупателей: в ней учтены не только действующие промо-акции и персональные скидки по программе лояльности, но и комиссии платёжных систем. Пользователи теперь видят как складывается цена на товар и как они смогут дополнительно сэкономить при покупках».

Поскольку автор данной заметки является клиентом W., то полагаю возможным оценить столь внезапно свалившуюся и непрошенную заботу о себе. Кроме того, уверен, что это лишь первая ласточка и другие компании воспользуются «передовым» опытом.

В судебной практике по административным и гражданско-правовым спорам о банковских комиссиях давно выработан критерий правомерности комиссии, который вполне может быть применён и к настоящему случаю. Если комиссия начисляется за самостоятельную услугу, то она правомерна, если нет (в частности, банк обязан осуществлять определенное действие в силу НПА вне зависимости от оплаты как было с комиссией за открытие и ведение ссудного счёта), то комиссия неправомерна (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 №147, а также многочисленная последующая практика, приводить которую сейчас не имеет смысла). Логика этого подхода понятна и проста – любой платеж должен иметь правовое основание, а жадность банка определенно к основанию платежа не относится.

Теперь вернёмся к комиссии компании W. К своему стыду, самостоятельной услуги за которую клиент данной компании платит дополнительный платеж в виде комиссии, найти не удалось. Никаких дополнительных благ (включая не имеющих стоимостного выражения, к примеру, дополнительное время на возврат товара, увеличенный срок хранения) приобретатель, уплачивая картами указанных выше платежных систем, не получает. Он платит за то, что он клиент VISA или Mastercard. Я использовал и карту VISA, и карту МИР и стоимость одного и того же товара оставалась неизменной. Переменной величиной была комиссия, которая в случае оплаты картой VISA, дополнительно суммировалась со стоимостью товара. При оплате картой МИР её не было.

Отсутствие самостоятельной услуги косвенно подтверждается и самой компанией W. Цитата по «Ведомостям»: «неоднократно заявлял представителям западных платежных систем, что их комиссии являются слишком высокими для рынка и превышают тарифы отечественных систем, но их позиция не менялась».

То есть введение комиссии вызвано провалом соответствующих переговоров и клиенты компании W. (третьи лица для правоотношений между W. и платежными системами) почему-то вскладчину компенсируют бизнес-неудачу без явного намерения одарить W. Крайне сомнительно считать это самостоятельной услугой для потребителя, скорее это часть предпринимательского риска, который был переложен на клиента.

Тест на самостоятельную услугу комментируемая комиссия едва ли выдерживает.

Теперь как относится к таким платежам законодатель?

Пункт 4 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей устанавливается буквально следующее: «При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов».

Законодатель явным образом исходит из того, что вне зависимости от способа оплаты цена на товар (работу, услугу) должна быть одинаковой. Издержки, вызванные приёмом и обработкой денежных средств вне зависимости от способа оплаты (наличный или безналичный) не должна ложиться на потребителей.

И сомнительно предполагать, что если законодатель против разницы в цене товара в зависимости от способа оплаты (наличной или безналичной), то он «за» такую разницу внутри отдельного способа оплаты. В противном случае можем ожидать комиссии не только за использование определенной платежной карты, но и комиссию за оплату мелкими деньгами, за выдачу сдачи и любые иные комиссии, компенсирующие издержки по приему и обработке наличных или безналичных денежных средств.

Судебная практика использует п. 4 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей и в спорах о комиссиях. Как правило, речь идёт о комиссиях за оплату коммунальных платежей, содержание общего имущества многоквартирного дома. И по этим спорам также сложился следующий подход: получатель денежных средств должен организовать реальную возможность оплаты без комиссии (Постановление АС Центрального округа от 02.12.2020 по делу №А08-1437/2020, Постановление АС Волго-Вятского округа от 12.08.2021 по делу №А29-12107/2020, Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.02.2020 №16-211/2020). В первую очередь речь идёт о возможности оплаты наличными в кассу в пределах населенного пункта – места жительства плательщика.

И здесь имеются проблемы. W. является он-лайн компанией, оплата наличными не предусмотрена, в пунктах выдачи товаров касс нет. Фактически возможность оплаты без комиссии требует обязательного и активного участия плательщика – потребителя, а именно плательщик должен привязать карту МИР, а если у него нет такой карты, то принять меры к её открытию (это же справедливо и для других случаев оплаты без комиссии – уплаты через систему быстрых платежей, через SberPay и возможно другие инструменты).

Однако законодатель не обязывает потребителя предпринимать подобные меры, что естественно следует из «слабости» потребителя в потребительских правоотношениях. Напротив, это риск и зона ответственности получателя денежных средств, который вольно или невольно перекладывает это бремя на потребителя.

Не являясь большим поклонником VISA и Mastercard, заключу, что новые комиссии W. имеют сомнительные правовые основания.
Источник

%d такие блоггеры, как: