В апреле 2021 года Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы РФ проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов». Законопроект подразумевает возможность использования начиная с 01.01.2022 механизма единого налогового платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. О содержании предлагаемых нововведений, а также о том, насколько они смогут оказаться востребованными для бизнеса, расскажет старший консультант Департамента юридической практики Alliance Legal Consulting Group Роженцов Никита.

Что такое единый налоговый платеж? 

Единый налоговый платеж – это механизм, с помощью которого лицо может заранее оплатить налоги и сборы по принципу «единого кошелька»: денежные средства перечисляются на специальный счет Федерального казначейства и далее самостоятельно распределяются налоговым органом в счет различных фискальных платежей.

Пользуясь данным правом, налогоплательщики могут заблаговременно перечислить определенную денежную сумму на счет казначейства и не беспокоиться относительно несвоевременности либо неполной уплаты налога. В ряде случаев такая процедура может значительно упростить исполнение лицами своих налоговых обязательств: сокращается время оформления расчетных документов, снижается риск неверного заполнения платежных реквизитов и т. д.

В 2019 году указанная возможность появилась у физических лиц в отношении налога на имущество, транспортного и земельного налога, а с 2020 года – применительно к налогу на доходы физических лиц.

Предполагается, что, начиная с 2022 года, единый налоговый платеж станет доступен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  в следующих случаях:  

в счет исполнения обязательств по налогам, сборам и страховым взносам; 

в счет исполнения обязанности налогового агента по уплате (перечислению) налога; 

в отношении авансовых платежей по налогу; 

в отношении торгового сбора; в отношении сбора за пользование объектами животного мира; 

в отношении сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов; в отношении страховых взносов; 

в отношении задолженности по пеням, штрафам, а также процентам в силу статьи 64 Налогового кодекса РФ (при предоставлении налоговым органом отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов). 

Как воспользоваться единым налоговым платежом? 

Единый налоговый платеж является правом, но не обязанностью налогоплательщика. Для того чтобы им воспользоваться, не требуется получения какого-либо специального разрешения от налоговой инспекции или уведомления последней. Денежные средства должны быть перечислены налогоплательщиком либо иным лицом по его поручению на специальный счет Федерального казначейства без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к конкретному бюджету бюджетной системы РФ. При этом обязанность по уплате налога будет считаться исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения (при условии наличия на счете достаточного денежного остатка на день платежа).

В случае, если оплату осуществил не налогоплательщик, а иное лицо по его поручению, то последний не вправе требовать возврата из бюджета соответствующей суммы. Налоговый орган самостоятельно осуществит зачет суммы единого налогового платежа в следующей очередности:  

В счет уплаты недоимки по налогам (сборам, страховым взносам). 

В счет уплаты предстоящих платежей по налогам (авансовым платежам по налогам, сборам, страховым взносам). 

В счет уплаты задолженности по пеням, штрафам, процентам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).  

Зачет суммы единого налогового платежа осуществляется не позднее 10 дней со дня установленного срока уплаты налога (авансового платежа, сбора, страховых взносов) последовательно начиная с обязательства с наиболее ранним сроком уплаты. 

О состоявшемся факте зачета налоговая инспекция обязана сообщить лицу не позднее 5 дней с момента принятия соответствующего решения. 

Также налогоплательщик вправе письменно потребовать возврата денежных средств, перечисленных им в бюджет в качестве единого налогового платежа, по которым ИФНС не принято решение о зачете. В таком случае возврат денежных средств осуществляется после принятия налоговым органом соответствующего решения в месячный срок. 

Будет ли единый налоговый платеж актуален для бизнеса? 

Насколько востребован будет единый налоговый платеж для бизнеса, прогнозировать пока рано: законопроект пока лишь проходит стадию первого чтения. Вполне очевидно, что до его окончательного принятия он претерпит определенные изменения. 

Инициатор законопроекта убежден, что реализация предложенного механизма создаст для налогоплательщиков более приемлемые условия для исполнения своих обязательств перед бюджетом, прежде всего, за счет удобства его использования и сокращения сопутствующих издержек. 

Однако уже сейчас некоторые эксперты с настороженностью (а в некоторых случаях и вовсе – весьма скептически) смотрят на предложенные Правительством РФ нововведения. 

Причины подобного недоверия могут быть разными. Например, далеко не каждое лицо имеет желание и, что наиболее актуально, финансовую возможность авансировать свои налоговые обязательства. Подтверждением этому служит статистика в отношении физических лиц: в 2020 году единым налоговым платежом воспользовалось менее полумиллиона российских граждан. В этой связи вряд ли можно ожидать чего-то иного от предпринимателей (по крайней мере, в ближайшее время). 

Тем не менее, единый налоговый платеж может быть востребован среди субъектов малого предпринимательства, поскольку позволит снизить финансовые затраты, как минимум в части сопровождения финансовых операций, бухгалтерского обслуживания. 

Кроме того, невостребованный остаток денежных средств, ранее уплаченных в счет единого налогового платежа, может стать своеобразной «страховкой» для случаев, когда предприниматель по невнимательности не исполнил фискальную обязанность. В таком случае списание задолженности произойдет автоматически и без дополнительных негативных последствий, например, блокировки операций по счетам. 

Разумеется, оценка эффективности рассматриваемых нововведений, последующих налоговых последствий, а также целесообразности предложенного механизма не может быть одинаковой (по крайней мере, со стороны ФНС России и налогоплательщиков). Однако можно с уверенностью сказать, что предложенные изменения в Налоговый кодекс РФ дополнительно повысят собираемость налогов.

Источник: Арбитражная практика
Автор: Никита Роженцов, Старший консультант Департамента юридической практики, куратор проектов
Источник

%d такие блоггеры, как: