Быстрый ответ для занятых: 

Нет, не должен. Даже если подрядчику поручено обращение с отходами, он может передать такие работы субподрядчику с лицензией на обращение с отходами. 

Обоснование:

Вопрос о необходимости наличия лицензии на сбор отходов возникает исходя из двух посылок:

1. В объем работ по демонтажу, как правило, включаются работы по сбору отходов, их сортировке (выборка лома цветных металлов, например), и утилизации. Иногда острожные юристы, чувствую подводные камни в экологическом законодательстве, пишут «организациясбора, утилизации … ».)

2. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию. ( п. 1, ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”; п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”)

Из этого можно сделать вывод (сразу скажу, что он неправильный, но логичный): «деятельность по обращению с отходами 4-ого класса опасности, планируемых к образованию в результате сноса зданий, должна осуществляться лицом, обладающим соответствующей лицензией»[1]. Именно так заявитель обосновал свою жалобу в антимонопольный орган. 

Логика заявителя жалобы следующая: «Для выполнения работ с отходами от демонтажа Подрядчик вначале осуществляет прием отходов от Заказчика, т.е. осуществляет сбор отходов. Исходя из нормативного определения понятия “сбор отходов”[2]следует, что Подрядчик может осуществить сбор отходов только с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, транспортированию. Таким образом, Подрядчик не может осуществить сбор отходов с целью их дальнейшей передачи другому лицу (Субподрядчику).

Исходя из вышеизложенного Заказчик, являясь собственником отходов от сноса зданий, передает их Подрядчику. Подрядчик при этом осуществляет сбор отходов с целью их дальнейшей транспортировки, обработки, утилизации на основании собственной Лицензии по обращению с отходами. При этом, Подрядчик не может, осуществив сбор отходов от Заказчика, передать их Субподрядчику.»

Таким образом, мы приходим к выводу, что участник закупки должен иметь собственную лицензию, дающей право на выполнение работ, предусмотренных договором.

Даже организатор закупки сломился под этой логикой и внес соответствующие коррективы в техническое задание. Никаких больше субподрядчиков с лицензией, нужен только лицензированный подрядчик.

Точку поставила антимонопольная служба:

«Наличие у подрядчика лицензии на деятельность по обращению с отходами является излишним, так как предмет закупки (снос зданий и сооружений) и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов не являются схожими. К тому же подрядчик может заключить договор на данный вид деятельности с субподрядной организацией, имеющей данную лицензию, что не противоречит действующему законодательству»[3].

Аналогичный запрос ранее поступал в Крымский УФАС.

Заявитель обратился с жалобой на организатора закупки, потому что Заказчик не установил обязательное требование к участникам закупки (по сносу зданий и сооружений) о наличии лицензии на деятельность по обращению с отходами.

Антимонопольный орган обосновал позицию, что лицензия не нужна, следующим:

«Основным объектом закупки являются работы по сносу зданий и сооружений (ОКПД 2 43.11.1) которые не подлежат лицензированию. Предоставление лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности прописывать как дополнительные требования нельзя, так как это будет противоречить Федеральному закону 44-ФЗ, статье 8 Принцип обеспечения конкуренции. Победитель вправе привлечь к исполнению контракта субподрядчиков.»[4]

«Организация, осуществляющая демонтаж зданий, не осуществляет деятельность по сбору отходов, поскольку сбор отходов, непосредственно связан с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.

При этом само по себе нахождение на строительной площадке отходов не является деятельностью, связанной со сбором отходов и транспортировкой, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия).

Подрядная организация, осуществляющая по контракту демонтаж объекта, в результате своей работы не приобретает права собственности на отходы, образующиеся в результате сноса; в своей деятельности она образует лишь отходы от использования материалов и ресурсов, отходы от работы техники.

В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. В документации о Закупке также не установлен запрет на выполнение работ силами субподрядчиков.»

В дополнение к приведенной аргументации отмечу аргумент Пермского УФАС по аналогичному делу:

«… Комиссия отмечает, что из п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г., следует, что, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.

Следовательно, в случае, если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.»[5]

В завершение обзора приведу аналогичные выводы Арбитражного суда:

«Проанализировав указанные нормы права, суды пришли к выводам о том, что в данном случае подрядная организация, осуществляющая демонтаж зданий, не осуществляет деятельность по сбору отходов, поскольку сбор отходов, непосредственно связан с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.

При этом само по себе нахождение на строительной площадке отходов не является деятельностью, связанной со сбором отходов и транспортировкой, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия).

Подрядная организация, осуществляющая по контракту снос (демонтаж) объекта, в результате своей работы не приобретает права собственности на отходы, образующиеся в результате сноса; в своей деятельности она образует лишь отходы от использования материалов и ресурсов, отходы от работы техники[6]».
 


[1]Решение Татарстанского УФАС России от 18.05.2020 N АЯ-04/6507
[2]Сбор отходов – прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;(ст.1 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”)
[3]Решение Татарстанского УФАС России от 18.05.2020 N АЯ-04/6507
[4]Решение Крымского УФАС России от 02.11.2018 по делу N 06/3498-18
[5]Решение Пермского УФАС России от 12.10.2020 по жалобе ООО “Р”на действия администрации городского округа “Город Кизел”, МКУ “У” при проведении электронного аукциона на снос специализированного жилого дома, расположенного по адресу: <…> (изв. N 0856300004820000002)
[6]Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.08.2018 N Ф01-2889/2018 по делу N А43-39185/2017

Источник

%d такие блоггеры, как: