Нет так давно вокруг компании разгорелся новый скандал. Однако в скором времени утих. Ребекка Торн – британский блогер, создала петицию на а портале Change.org. Петиция призывала запретить компании Disney Enterprises, Inc (дочернее подразделение Walt Disney Company) регистрировать имена норвежских богов в качестве товарных знаков.

Поводом конфликта послужило удаление маркетплейсом Redbubble загруженной пользователем футболки с изображением Локи. Дизайн персонажа почти в точности копировал изображение персонажа из комиксов Marvel.

Как следует из источника (https://t.me/IPWbyCLAIMS), Redbubble не объяснил причину удаления изображения, что и вызвало гнев пользователей.

Конфликт разрешился.

Но законно ли регистрировать имена норвежских богов в качестве товарных знаков? И какие права у Disney на персонажей его комиксов?

Международные акты – Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 24 июля 1971 г., парижская Конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г., Договор ВОИС по авторскому праву от 1996 г. и др. – не запрещают регистрацию имени богов в качестве товарных знаков. Более того, нормативные источники не затрагиваю богов с точки зрения авторских вообще.

Молчит в этом отношении и законодательство США. Из чего можно заключить, что имена богов возможно зарегистрировать в качестве торговых марок (товарных знаков). Здесь уже будут применяться требования к процедуре и правилам регистрации товарных знаков.

Кроме того, норвежские боги – это мифические персонажи, давно перешедшие в общественное достояние.  

Что же касается прав Disney. Disney правообладатель товарного знака «Loki», который зарегистрирован в отношении комиксов Marvel. На товарные знаки в США распространяется действие исключительных прав. Согласно Федеральному закону США «О товарных знаках» от 1946 г., иное название – Закон Лэнхема (Lanham Act), – заявитель должен иметь намерение использовать знаки в коммерческих целях, а сам товарный знак не должен вводить потребителей в заблуждение. Товарный знак подлежит обязательной регистрации в Бюро Патентов и Торговых Марок США (United States Patent and Trademark Office, сокр. USPTO). Бюро выдает свидетельство, которое и удостоверяет исключительное право. Для того, чтобы изображение признавалось товарным знаком, оно должно обладать индивидуализирующими свойствами или чертами.

Тем самым товарный знак защищает и сам персонаж Локи. Да, норвежские боги перешли в общественное достояние, но единого целостного образа ни одного из них не существует. Здесь каждый волен интерпретировать и изображать самостоятельно. Персонаж Локи, а именно его образ, был придуман компанией для серии комиксов. Таким образом, компания Disney располагает авторскими и исключительными правами на персонаж.  В соответствии с §101 главы 17 Закона «Об авторском праве» от 1 января 1978 г., персонаж –  живописное, графическое или скульптурная работа,  включающая в себя двумерные и трехмерные произведения изобразительного, графического и прикладного искусства, фотографии, гравюры и художественные репродукции, карты, глобусы, диаграммы, диаграммы, модели и технические чертежи, включая архитектурные планы. Такие работы должны включать произведения художественного мастерства в той мере, в какой они являются их формой, но не связаны с их механическими или утилитарными аспектами; дизайн полезной статьи, как это определено в данном разделе, считается живописной, графической или скульптурной работой только в том случае, если и только в той мере, в какой такой дизайн включает живописные, графические или скульптурные особенности, которые могут быть определены отдельно от и способны к самостоятельному существованиям утилитарных аспектов статьи.
В мировой практике можно встретить примеры, когда имена богов регистрировались в качестве торговых марок.

Возможен ли такой «фокус» в России, ответить однозначно тяжело. С одной стороны, прямых запретов со стороны Российского законодателя нет. И должны применяться требования ч. 4 ГК РФ о товарных знаках.  С другой стороны, ГК РФ устанавливает и перечень случаев правомерного отказа в регистрации товарного знака (ст.1483 ГК РФ), да и ст. 148 УК РФ здесь может вступить в действие.

Если боги давно во всеобщем употреблении признаются вымышленными персонажами, то зарегистрировать товарный знак с таким наименованием на территории РФ представляется вполне возможным. А вот с именем Христа или другого бога, которые являются основой религиозных исповеданий и религиозного мировоззрения – нельзя.    

Источники:

https://t.me/IPWbyCLAIMS

https://slavtradition.com/svodki-smi/stati/8974-petitsiya-zapretit-disney-ispolzovat-imena-bogov-kak-torgovye-marki

https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/3923

https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/3940
Источник

%d такие блоггеры, как: